Проведение Инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники загрязнения атмосферы обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
С 1 марта 2022 года вступил в силу новый Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», утвержденный приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 (далее – Порядок, Приказ № 871).
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – Инвентаризация), согласно указанному Порядку, проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – ОС), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – ИЗАВ).
Одним из новшеств, которые содержатся в новом Порядке, является требование об обязательном учете в Инвентаризации выбросов от передвижных источников, которые принадлежат на праве собственности или ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте негативного воздействия, и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте.
Инвентаризация стационарных ИЗАВ на объектах, оказывающих негативное воздействие на ОС, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее, чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.
При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающим негативное воздействие (далее - НВОС) на ОС, систематизируются и документируются полученные результаты.
По результатам Инвентаризации составляется Отчет, утверждаемый хозяйствующим субъектом.
Следует отметить, что действующие правовые акты, которые регламентируют порядок разработки нормативов допустимых выбросов, заполнение декларации о воздействии на окружающую среду, разработку программы производственного экологического контроля, разработку мероприятий на период неблагоприятных метеоусловий, предусматривают обязательное использование данных, содержащихся в Отчете об инвентаризации выбросов.
Срок действия Инвентаризации выбросов зависит от категории объекта НВОС и составляет: для I категории – 7 лет (в рамках действия полученного комплексного экологического разрешения), для II категории – 7 лет (в рамках действия поданной декларации о воздействии на ОС), для III и IV категорий – до возникновения обстоятельств, требующих проведения корректировки данных инвентаризации выбросов.
Корректировка данных инвентаризации выбросов объекта негативного воздействия осуществляется при изменении состава, объема или массы выбросов в случае:
- изменения технологического процесса и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа (далее – УОГ);
- изменения объёмов производства;
- замены технологического оборудования и (или) сырья;
- реконструкции, модернизации УОГ;
- выявлении при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического контроля (надзора) несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявления неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых загрязняющих веществ;
- изменения законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.
Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения перечисленных выше обстоятельств.
В п. 2 Приказа № 871 также прямо установлено, что если документация по инвентаризации, утвержденная для 1 марта 2022 г., не соответствует требованиям нового Порядка, она должна быть переоформлена и утверждена в срок не позднее одного года с 1 марта 2022 г.
Нормативная база:
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. От 04.08.2023) «Об охране окружающей среды»
- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. От 13.06.2023) «Об охране атмосферного воздуха» .
- Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки».
- Распоряжение Минприроды России от 04.05.2023 № 17-р «Перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».
- Письмо Минприроды России от 19.01.2022 № 12-47/1354 «Об инвентаризации выбросов».
Ответственность
В случае нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и охраны атмосферного воздух в части проведения Инвентаризации выбросов виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
по ст. 8.1 — в виде предупреждения или наложения административного штрафа:
- на должностных лиц — от 2 000 до 5 000 рублей;
- на юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.
по ст. 8.5 – в виде наложения административного штрафа:
- на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
- на должностных лиц — от 3 000 до 6 000 рублей;
- на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
Сколько это займет
Сроки – от 1 месяца с момента представления хозяйствующим субъектом всех исходных данных, необходимых для проведения расчетов.
ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» подведомственное учреждение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, осуществляющее все работы «под ключ» с получением всех разрешительных документов от администрирующих органов.
Рассмотрим любые предложения по сотрудничеству! Звоните и получите бесплатную консультацию.